Biblioteka VVV
Философ в мире
о миссии философии в ситуации пандемии
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Непрекращающийся вопрос о том, как философия соотносится с жизнью в сегодняшней пандемической ситуации вновь стал актуальным. Но он, конечно, традиционен и возник, разумеется, не сегодня. В нем как правило упреки в адрес философии за ее оторванность от реальной жизни, абстрактность, спекулятивность и проч. Философия же мало реагирует на подобную «критику», время от времени вбрасывая в мир очередную мощную апологию в виде нового знакового философского произведения. Так появляется «Критика чистого разума», «Феноменология духа», «Мир как воля и представление», «По ту сторону добра и зла», «Оправдание добра», «Бытие и время», «Истина и метод», «Слова и вещи», «Критика цинического разума» и т.д.
Разумеется, философы, начиная с Гераклита и Сократа, занимались также и разъяснением, в чем заключается сущность философского дела, и чем оно отличается от всех других родов человеческой деятельности, прежде всего, от научной, религиозной и политической
Эти тексты есть показатель самобытия философии, ее собственной жизни, жизни никогда не прекращающейся, несмотря на усилившиеся восклицания о смерти философии в XX веке. Но, разумеется, философы, начиная с Гераклита и Сократа, занимались также и разъяснением, в чем заключается сущность философского дела, и чем оно отличается от всех других родов человеческой деятельности, прежде всего, от научной, религиозной и политической. Ибо философию часто подменяют именно этими видами духовного бытия. То есть речь идет не много ни мало о миссии философии, о ее культурной и социальной миссии.

Но здесь возникает парадокс вот такого свойства: не многие великие философы, создавшие великие произведения, изменившие мир, способны доходчиво и ясно разъяснить вопрос о миссии философии людям, которые в большинстве своем философами не являются. По крайней мере, не считают себя таковыми, хотя предъявляют философии претензии и, несмотря ни на что, чего-то ждут от нее.
Философ может сейчас честно заявить свою позицию, что он не знает, что происходит. Проявить сократовское незнание, которое есть на самом деле более высокое знание, в котором утонут все имеющиеся бесконечные версии и интерпретации, в которых нет ни грана истины. Или последовать за Хадеггером, который говорил, что «отрешенность от вещей» и «открытость тайне» обладают спасительным действом для человека
Среди больших философов XX столетия хотелось бы вспомнить Жака Маритена и его выступление «Философ во граде», в которой он предельно точно выразил сущность истинной миссия философа и философии. Представляется, что его слова значимы и сегодня, поскольку выраженные в них слова имеют вневременное значение.

Его главная мысль в том, что общество чрезвычайно нуждается в философе. Действительно, философ ведь всегда обращается к людям и не только к своим коллегам, представителям философского сообщества. Такие тоже есть, но все-таки потаенная амбиция философа получить признание в широких слоях мыслящих людей, а не мыслящих подвинуть к осмысленному существованию. Даже если он выражает крайний скепсис по отношению к современникам, как, например, Шопенгауэр, с горечью писавший в своих предисловиях к «Миру как воли и представлении», что совершенно не рассчитывает на ближайшее признание, а пишет в расчете на будущих думающих людей. В конце концов, он пишет для вечности, а не для времени.

Но как привести друг к другу эти две такие несоизмеримые величина как общество и философия? Часто дело кажется просто безнадежным. Вот, что говорит Маритен: «К сожалению, трудно сказать, кто он такой, собственно философ: эта достойная уважения абстракция существует лишь в наших умах. Философов множество, но как только они начинают философствовать, выясняется, что они несогласны или делают вид, что несогласны по поводу всех вещей, в том числе и по поводу первопринципов, философии. Каждый идет своей собственной дорогой. Философы ставят под вопрос все объекты, относительно которых существует общее согласие, и их ответы противоречат друг другу. Чего же ожидать от них для блага общества?»

Кажется, что после этих слов можно поставить крест на философии, тем более что это выдвижение философа в общественную сферу может оказать и небезопасным для него, как в случае с Сократом. Но именно в этом и кроется высшая значимость философии для общества. И даже если, отмечает Маритен, философы бесконечно разделены между собой, то сам поиск истины их объединяет, и возникающие между ними несогласия являются как раз свидетельством такого поиска. И здесь нет разницы между философией и другими родами деятельности. Никто никогда ни с чем не согласен. Разница лишь в том, что несогласие в остальных областях разворачивается вокруг тех или иных истин, в то время как в философии речь идет о самой Истине как таковой. Как же здесь не возникнуть несогласию?!

И далее Маритен говорит важнейшие вещи о философии, о ее неутилитарной природе, в чем всегда так нуждаются люди, если они хотят оставаться людьми. А они хотят, несмотря на все попытки дегуманизации и расчеловечивания. И вот для того, чтобы людям оставаться людьми, им и нужна философия, нужда в которой становится временами самой острой и необходимой. «Ведь люди, как говорит Маритен, не живут лишь хлебом, витаминами и техническими открытиями. Они живут ценностями и реалиями, которые возвышаются над временем и достойны познания сами по себе: они питаются той невидимой пищей, что поддерживает жизнь духа и заставляет их задуматься не только о тех или иных средствах, служащих их жизни, но и о самом смысле существования, страдания и надежды».

С эти трудно спорить, оставаясь в рамках разумной человечности. Что бы человек ни делал в практической сфере, он так или иначе решает прежде всего предельные вопросы. Если человек страдает, утратил смысл и надежу, то но не сможет действовать, или его действия будут неадекватными, от которых он впадет в еще большее отчаяние. Его действия зависят прежде всего от мысли, а не наоборот. Кажется, это прописная истина. Но философия все равно отрицается и ей указывается на ее непрактичность. Как будто такие вещи как существование, страдания и надежду выдумали философы. Это присуще всем, философы лишь глубже думали над ними. Так почему же к ним не прислушаться?

В конце концов, социальная миссия философа в том, убежден Маритен, чтобы оставаясь в рамках философии, открыто заявлять о своих взглядах, выражать свои мысли и свое понимание истины. Он не должен делать никаких специфических заявлений на политические темы, но его свободное высказывание может иметь и политический эффект. Тоже самое и в области науки, религии, искусства, культуры в целом. Свободная мысль философа содержит в себе истинный посыл, или посыл истины, которого нет в других формах существующих дискурсов. Более того, философ ставит под сомнение все существующие дискурсы, претендующие на истину и понимание. И даже если он не выскажет сам какой-то утвердительной истины, его критика наличных мнений может возыметь очень продуктивное действие, так как показывает и разоблачает всегдашнюю человеческую ограниченность, если не глупость. По крайне мере философ может не дать воцариться очередной утопии, заблуждению, обману, ошибки. Вот почему именно философов не просто мало, их вообще нет в официальном медийном дискурсе.

Философ должен высказывать свои мысли, и в этом его миссия, в этом его дело.

Современная пандемическая, и совершенно нетипичная ситуация взывает к философии, ждет от нее слова истины, которое посвятит мрак мира светом смысла. И философия вроде не молчит: в сети много философских версий и даже ответов на происходящее. Но являются ли они подлинно философскими? Такое ощущение, что нет, ибо они встраиваются в дружной хор различного рода знания того, что происходит, каковы причины и что будет дальше. Именно знания, поскольку сегодня все всё знают. Разумеется, на свой лад: у биологов, теологов, психологов, социологов, политологов, юристов, экономистов и конспирологов имеются свои собственные стройные и логичные теории, сущностно различающиеся, но сходные в общем – они именно знают, что происходи сейчас.

Но действительно, в такой ситуации грех молчать. И обилие интерпретаций свидетельствует о том, что мысль заработала, закипела даже у тех, кто раньше вообще практически не мыслил. Страх побуждает рефлексию, которая, за неимением другой возможности что-либо сделать, спасается тем, что изобретает очередную версию. Но кажется, что все мимо цели. Как всегда, история, жизнь намного хитрее тех, кто пытается поймать истину «за хвост», а Бога «за бороду». В руках остается лишь тень всегда ускользающей истины.

Каково же положение философа в этой ситуации? Какова философская позиция? Единственная, которая отвечает всегдашнему этосу философии, заключающемуся, прежде всего, в удивлении, сомнении и мужестве быть вопреки ужасу и незнанию. Философ может сейчас честно заявить свою позицию, что он не знает, что происходит. Проявить сократовское незнание, которое есть на самом деле более высокое знание, в котором утонут все имеющиеся бесконечные версии и интерпретации, в которых нет ни грана истины. Или последовать за Хадеггером, который говорил, что «отрешенность от вещей» и «открытость тайне» обладают спасительным действом для человека.

И вот, отрешаясь от всех существующих позицией, не разделяя ни одну из них, не соглашаясь ни с кем ни в чем, философ проявит высочайшую нравственную чистоту и силу своего скепсиса и сомнения, которое приведет его не к сиюминутным, всегда ошибочным и абсурдным действиям, но к умудренному взгляду на жизнь, в которое возможно и такое. Отрешение приведет его к тайне. И он удивится происходящему как истинно непостижимому, и в его удивлении будет гораздо больше истины и смысла и реальной жизнеутверждающей силы, чем в той бесконечной многоголосице нефилософской суеты, в которую все сейчас погружены.
Первым узнавать новости BIBLIOTEKA VVV
Подписывайтесь и первыми получайте новости и обновления проекта